Уж сколько времени прошло после нашумевшей премьеры Театра на Таганке «Гамлета», а до сих пор вспоминают, рассказывают, делятся впечатлением… А впечатляло всё! и прежде всего состав. Надо написать только три фамилии, и будет понятно, почему вся Москва и гости столицы стремились попасть на этот спектакль. Высоцкий, Демидова, Смехов – вот эти фамилии и конечно же первая – Высоцкий.
Театр богомолова на Таганке в то время был властителем дум и мыслей всей Москвы, переняв эту эстафету от театра «Современник». Постановки Любимова всё время будоражили привыкших к тишине и спокойствию цензурщиков от партии. То им совершенно не нравился «Человек из Сезуана», то как-то совсем не понравился спектакль «10 дней которые потрясли мир», и уж требовали запрета на спектакль «А зори здесь тихие». А тут как гром среди ясного неба новость – Любимов ставит «Гамлета». Надо ли говорить, что чинуши из партийной цензуры начали беспокоиться и это ещё тогда, когда спектакль был в стадии репетиций. А когда они узнали, что главную роль репетирует главный бунтарь театра Владимир Высоцкий, то и вовсе начали нервничать. Этот Высоцкий вполне может вложить в слова Гамлета не совсем то, что написал сам Шекспир. И начались придирки: то декорации не те, то текст не тот, то Любимов чем-то не угодил, то ещё какая-нибудь дурь. Но… репетиции всё равно шли. Появился знаменитый занавес, который в спектакле жил своей жизнью. Именно жил, а не просто свисал на сцене с жёрдочки.
И конечно Высоцкий в роли Гамлета был именно тем олицетворением времени, на которое рассчитывал Любимов, и которого боялись цензурщики. А на уровне с ним блестала Демидова. Её чарующий голос завораживал, и это была абсолютно иная мать Гамлета. Совсем недавно Алла Демидова вспоминала игру Высоцкого и свою и отметила, что каждый спектакль был особым, иным. Именно потому, что с годами менялся Высоцкий и становился мудрее и в слова осмысленно вводил, что от нашего времени, наши какие-то акценты. И Смехов в роли короля-убийцы был страшен своей затаённой злобой, которая нет-нет да прорывалась сквозь его спокойные слова, и верилось, что убийство брата это далеко не самое главное… Ему хотелось большего, а значит, он со временем предполагал убить Гамлета, но тот сам убыстрил события.
25 июля 1980 года должны были играть «Гамлета». Билетов в кассе как всегда не было. А Москва была полна гостей – Олимпиада открывалась. Но спектакль не состоялся – Высоцкий умер. Билеты в кассу никто не вернул.